Некоторые шаблоны гипнотической речи: игра с предыдущими шаблонами

 

Специально для сайта pravilnayarech.ru создатель русскоязычной модели эриксоновского гипноза Сергей Анатольевич Горин создал обновлённый вариант своей статьи о шаблонах гипнотической речи. Продолжаем публикацию этого материала.

Шаблон шестой: игра с предыдущими шаблонами

сё это — повышение эффективности речи. Можно сделать по-другому. Можно понизить эффективность речи, подобрав некоторое неконгруэнтное текстовому пласту музыкальное сопровождение. Скажем, почти любой текст станет предельно неконгруэнтным, если произносить его на фоне аудиозаписи «Парадные марши третьего рейха».

На практике я заметил некоторые особенности описанных выше двух подходов к оформлению речи. Например, волнообразная работа интонацией действительно завораживает людей, даже большую аудиторию, не говоря уже об одном человеке при общении с глазу на глаз. И именно этим шаблоном пользуются многие педагоги, которые, желая успокоить шумный класс, начинают говорить, волнообразно меняя интонацию.

А вот когда вы работаете в пространствах громкости (громче — тише), то на понижении громкости, особенно с переходом на шёпотную речь, у вас появляется иллюзия глубокого смысла того, о чём вы говорите. Для меня это — чисто практическая находка. И я очень долго считал, что это мои собственные находки, но потом мне сказали, что они описаны в учебнике актёрского мастерства. Идеи носятся в воздухе…

Ещё о работе интонациями. Все, кто видел, как работает Бетти-Элис Эриксон, не могли не обратить внимание на то, что она очень сильно интонирует своё сообщение. Она буквально поёт, особенно когда начинает проводить демонстрационные сеансы. Я обратил внимание на то, что она не только в принципе любит интонировать (что, кстати, не характерно для американцев), но и что одна из любимых тем её сеансов — погружение в детство, то есть возрастная регрессия, и когда она говорит о погружении в детство, она меняет аналоги своего голоса на явно детские. У неё появляется и довольно высокий голос, и какие-то детские интонации, построение фраз. Я спросил у неё, насколько осознанно она это делает, специально ли она это делает, и она ответила, что очень признательна за то, что я это заметил, поскольку для неё её собственное детство является очень ресурсным временем, очень ресурсным переживанием, и она действительно очень любит вспоминать своё детство во время сеансов, таким образом интонационно окрашивая сообщение.

* * *

Итоговый навык: учитесь учиться

Учиться шаблонам гипнотической речи мы можем не только у гипнотизёров. Возьмите работу эффективного артиста с аудиторией и посмотрите, как именно он оформляет своё сообщение. Вы найдёте и приёмы присоединения к большой группе (описание текущей реальности, присоединение к ценностям, присоединение через комплимент и т. д.), и завораживание группы работой интонациями, и ведение группы за собой: аудитория кричит тогда, когда кричит артист, и поёт тогда, когда поёт артист. Это не обязательно делать со строгим соблюдением неких правил (времени или последовательности, например), это делается импровизированно, по ходу дела.

В присоединении к текущей реальности артист всё время говорит правду. И мы можем увидеть, что текстовой пласт сообщения — то, о чём говорится — обычно оказывается неважен, уходит на второй или третий план. Вы можете понять, что в сообщении всё же присутствует смысл, но в первую очередь находитесь под воздействием аффекта, эмоционального впечатления, оставленного таким сообщением.

Список шаблонов гипнотической речи не исчерпывается перечисленными. Думаю, что этот перечень в принципе вряд ли возможно исчерпать. Читателю предложено здесь только то, что автор считает наиболее важным для первых этапов обучения гипнотическому общению.

Реквизиты для связи с автором

Сайт: gorin.su.
Электронная почта: sergeigorin@yandex.ru.
Скайп: ds_krsk.

Читайте также “Звук — невидимый дирижёр сознания?”

Сергей Горин

Прокомментируйте