Ономатопы — звукоподражательные слова

 

Алевтина Елисеева

Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел — тряхнул главою…
Ахнул дерзкий — и упал!
(Михаил Лермонтов)

читается, что первыми в человеческой речи, а затем и в языке появились слова-ономатопы,  отражающие звуки окружающего мира. Подобные слова встречаются в языке каждого народа, и в русском языке активно используется порядка трёх тысяч звукоподражательных слов. Например, когда говорят: “кошка мяукает”, “ревёт и стонет Днепр широкий”, “подковы цокают о камень” или “кто-то орёт на улице, не то пьяный, не то караул кричат!”, мы моментально понимаем, о каком именно звуке нам рассказывают или какое действие описывают.

Единственная задача ономатопов состоит в том, чтобы охарактеризовать описываемый объект посредством звуков, которые он издаёт. Обладая особой выразительностью, звукоподражательные слова эффективно воздействуют на слушателя. Такая лексика относится к обиходно-бытовой и эмоционально-экспрессивной и используется, когда необходимо создать яркую и наполненную звуками картинку или образ. Объектами звукоподражания могут быть не только люди, животные и птицы, но и явления природы и неодушевлённые предметы. Например:

“Мальгин засмеялся, ему вторил довольный Железовский, чей смех больше напоминал уханье простуженного филина” (Василий Головачёв.  Дети вечности).

“Кукареку! Здорово у петуха получается, пронзительно. Люди, к сожалению, не умеют кричать так звонко и далеко. Зато знают тысячи слов и знаки препинания” (Лев Яковлев. Кукареку!).

“Малыш опять хрюкнул, и Алиса заглянула ему в лицо, не понимая, что же это такое делается” (Льюис Кэрролл. Алиса в стране чудес).

Обратите внимание, что звукоподражание употребляется не только при имитации голоса животных, но и как метафора. Ономатопы усиливают экспрессию восклицания:

“Её огромный полицейский – хвать! Куда, говорит? А она каркнула, как ворона: “Мой ребёнок!” (Дина Рубина. Вывеска).

Тинтидликал мандолиной,
дундудел виолончелью.
(Владимир Маяковский)

Ономатопы могут показать громкость и интенсивность звуков: лязгать, трещать, дудеть, шептать, сопеть, хлюпать, завывать, орать, вопить. Вспомните рекламу лимонада, в которой используется ономатоп “Ш-ш-ш-ш-ш-ш-вепс!”,  вобравший в себя часть значения глагола “шипеть”.

Как видно, ономатопы используются повсеместно в разговорном и поэтическом языках, языке сказок и рекламе как выразительное вербальное средство, дополняющее содержание. Использование ономатопов повышает воздействие речи, призванной привлекать и удерживать внимание адресата, а также помогает запомнить нужное действие.

*Статья написана специально для издания «Правильная речь».

Читайте также “Звук — невидимый дирижёр сознания?”

Прокомментируйте