Некоторые шаблоны гипнотической речи. Разминка и гипнотизирующий ритм

 

Специально для сайта pravilnayarech.ru создатель русскоязычной модели эриксоновского гипноза Сергей Анатольевич Горин создал обновлённый вариант своей статьи о шаблонах гипнотической речи. Продолжаем публикацию этого материала.

рачи-фониатры* рекомендуют перед началом голосовой работы делать подготовительные упражнения для тренировки аппарата артикуляции (следующие упражнения взяты мной у врача-фониатра Л. М. Дорониной, г. Омск). Их удобнее выполнять перед зеркалом — так вы лучше контролируете некоторые движения губ и языка — но можно ориентироваться и на собственные ощущения.

– – –

*Фониатр — врач, который специализируется на проблемах голоса и на заболеваниях, приводящих к потере голоса. Редкая врачебная специальность; обычно такие врачи практикуют при консерваториях, оперных театрах и т. п.

Первое упражнение: попеременно по 5 раз поднять вверх верхнюю и нижнюю губу.

Второе упражнение: попеременно собрать губы в трубочку и растянуть в улыбку — 5 раз.

Третье упражнение: собрать губы в хоботок и потянуть этот хоботок к носу, вниз и вбок.

Четвёртое упражнение: языком провести под губами (рот закрыт) по часовой стрелке 5 раз и против часовой стрелки 5 раз.

Пятое упражнение: приставить палец к щеке и обвести вокруг него языком изнутри, слева и справа.

Упражнения особо действенны в том случае, если их проделывать максимально расслабленно. В противном случае они склонны усложнять процесс речи, провоцируя быструю утомляемость.

Шаблон первый: гипнотизирующий ритм

Начнём с ритма. Ритмичность речи имеет особое значение в плане как её суггестивности (внушающих свойств), так и эффективности её усвоения. Вот, например, волнообразная речь. Для начала сравните (проговорив их вслух) два описания…

Описание номер один (речь равномерная, монотонная, без интонаций): «Представьте себе лодку, которая качается на волнах вверх и вниз, потому что даже в безветренную погоду на воде есть какие-то волны, и на этих волнах лодка качается вверх и вниз, и на воде всегда есть солнечные зайчики, которые утомляют ваше зрение и серьёзно приковывают к себе ваше внимание».

Описание номер два (в речи появляются паузы, тон голоса по очереди то повышается, то понижается): «Представьте себе лодку… которая качается на волнах… вверх (голос повышается, уходя почти в дискант)… и вниз (голос понижается до низкого баритона)… потому что даже в безветренную погоду (голос повышается)… на воде есть какие-то волны (голос понижается)… и на этих волнах (голос повышается)… лодка качается (голос понижается)… вверх (голос повышается)… и вниз (голос понижается)… и на воде всегда есть солнечные зайчики (голос выше)… которые утомляют ваше зрение (голос ниже)… и серьёзно приковывают к себе ваше внимание… (на протяжении всего фрагмента голос меняется так, как это описано выше)».

Какое из описаний показалось вам более лёгким для усвоения и более действенным в плане изменения состояния сознания слушателя? Разумеется, второе.

В чём же состоит разница между первым и вторым описанием? Во втором случае появилась ритмичная работа интонациями, речь стала меняться «по синусоиде»: с повышением интонации и с понижением. Удачно подобранный сюжет, на который хорошо ложится чередование интонаций, даёт всему сообщению дополнительный пласт конгруэнтности*.

– – –

*Термином «конгруэнтность» в НЛП обозначают совпадение вербального смысла и невербального оформления текста. Например, команда «Бегом!», отданная громким властным голосом, является конгруэнтной, а та же команда, поданная извиняющимся шёпотом, является неконгруэнтной.

В классическом гипнозе есть метод наведения гипнотического состояния под звук метронома. Классический гипноз подразумевает необходимость вызвать утомление слуха у пациента, клиента, из этого и проистекает метод — однако же, справедлива и другая интерпретация, которую даёт в отношении этой методики НЛП: когда человек говорит под звуки метронома, он неизбежно делает свою речь более ритмичной. Таким образом, ритмически работая интонациями, мы, в сущности, задействуем в своей речи тот же самый метроном — но при его внешнем отсутствии.

Продолжение следует.

Реквизиты для связи с автором

Сайт: gorin.su.
Электронная почта: sergeigorin@yandex.ru.
Скайп: ds_krsk.

Читайте также “Некоторые шаблоны гипнотической речи. Гипнотизирующая громкость”

Сергей Горин

Прокомментируйте