Язык и мышление

 

Кто ясно мыслит, тот ясно излагает. На прикладном уровне это известное выражение  вполне доступно описывает связь языка и мышления. Рассказываем подробнее об основополагающих взаимоотношениях слова и мысли.

Я знаю, что ничего не знаю.
Сократ

зык, на котором мы мыслим и говорим.  Поэтический язык Пушкина и Лермонтова, язык Толстого и Достоевского, язык Бродского и Андрея Белого – наше орудие, благодаря которому мы думаем и с помощью которого общаемся друг с другом. Это две важнейшие функции языка, определяющие человека разумного. Именно благодаря языку мы способны познавать и общаться. В философском энциклопедическом словаре категории “язык” и “мышление” определены так:

“Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности, целенаправленное, опосредствованное и обобщённое познание существенных связей и отношений предметов и явлений. Оно осуществляется в различных формах и структурах (понятиях, категориях, теориях), в которых закреплён и обобщён познавательный и социально-исторический опыт человечества”.
“Язык – знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности”.

Афоризм Декарта “я мыслю, следовательно я существую” раскрывает значимость мыслительного процесса  человека: мы в полной мере существуем только благодаря способности мыслить и облекать наши мысли в слова.

У животных тоже есть язык, точнее, своя акустическая и визуальная сигнальная система: пчёлы обмениваются информацией на языке танца, при приближении опасности птицы взлетают и поднимают крик, лев обозначает свою территорию, сообщая рыком о своём превосходстве, у дельфинов учёные обнаружили более 30 вариантов звуковых импульсов, а язык обезьян насчитывает около 40 звуковых сигналов. Но язык животных – это лишь средство связи и сигналы, запускающие определённое поведение.

Человеческое же слово всегда конкретно, его значение должно быть понятно и для того, кто говорит, и для того, кто слушает. Поскольку “то, что не названо, – не существует” (Владимир Набоков). При этом, по словам Фридриха Шлегеля, человеческий ум может только одно – переводить. То есть преобразовывать мысли и образы в язык художественных произведений или речь, в язык живописи или ноты, в абстрактный язык научных формул. Всё это – языки, на которых разговаривает мозг.

За каждым нашим словом стоит знание о мире, о нас самих и нашем представлении об окружающем. Мы мыслим теми же значениями и категориями, которые получаем от родителей и учителей, а затем личный опыт даёт нам новые знания.  Обратите внимание на начало автобиографии Владимира Маяковского: “Я – поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном – только если это отстоялось словом” и на знаменитое высказывание Сократа: “Все люди смертны. Сократ – человек. Следовательно, Сократ смертен”. Поэт Маяковский проверяет ценность своей жизни словом. Мыслитель Сократ увязывает слово с логикой. Слова “поэт”, “Маяковский”, “человек”, “Сократ” наделены для каждого говорящего и слушающего единственно возможным значением.

Мы не просто общаемся с другими людьми, мы раскручиваем производительность собственного мозга в соответствии с законами логики и постоянно подпитываем мозг новой информацией и знаниями. Нашу память легко сравнить с библиотекой, в которой хранятся все существующие данные и куда складывается всё новое. Человек оперирует образами из этой библиотеки, когда вспоминает событие или предмет, а затем с помощью языка связывает, переводит образы в слова. И чем больше мы узнаём и рассказываем, тем объёмнее наше мышление.

Зачем человеку необходимо постоянно подпитывать собственный мозг информацией? Мозг любит всё новое. Писатель передаёт средствами языка образ, характер и душевное состояние героя, создаёт целостную картину его мотивов и поступков. Богатый образный язык помогает юристу или лектору демонстрировать ораторское мастерство. Но дело не только в прикладных вопросах. Хорошо развитая речь – это всегда признак развитого ума. И это ещё одно доказательство неразрывной связи языка и мышления. Только в познании нового развивается язык, мышление и сам человек.

Читайте также “Фокус речи”

Прокомментируйте