Господин эпиграф

 

Алевтина Елисеева

Родной язык нам должен быть главною основою
и общей нашей образованности
и образования каждого из нас.

П. А. Вяземский

Маленький и вроде бы незаметный эпиграф, расположенный после заглавия и перед авторским текстом… Мы частенько пробегаем его глазами, почти не обращая на него внимания. Ставим у себя в голове галочку, что одной известной личностью сказано следующее, и погружаемся в книгу.

если задуматься на секунду и представить себя тем человеком, чьи мысли вы собираетесь узнать? Попробовать сначала понять: что в этой маленькой строчке такого, что однажды она «выстрелила» и на свет появилась история? История о чём? О любви, приключениях или о смыслах жизни — градаций написанному придумано много. Человеческий мозг пытлив и жаждет разложить по полочкам всё узнанное и прочитанное. Но если отложить в сторону нашу жажду структурировать и объяснять всё логически, то эпиграф — это то,  о чём говорит каждая история, это Жар-птица, пойманная автором и рассказавшая о его судьбе и судьбе героев его рукописи.

Так что такое эпиграф?

В «Поэтическом словаре» А. П. Квятковского мы встречаем, пожалуй, самое полное и точное определение эпиграфа: В античное время эпиграфом называлась надпись (от греч. επιγραφή) на памятнике или здании. Сегодня это изречение или цитата, поставленные перед текстом целого литературного произведения или отдельных глав его; в эпиграфе содержится основная мысль, развиваемая автором в повествовании.  Например, эпиграфом к «Повестям Белкина» Александр Сергеевич Пушкин выбрал такую цитату из «Недоросля»:

Г-жа Простакова
То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.
Скотинин
Митрофан по мне.

Эта фраза становится стержнем, на который нанизан весь цикл повестей, и при этом каждая отдельная повесть (и «Метель», и «Выстрел») сопровождаются самостоятельными эпиграфами.

Роман «Красное и чёрное» Мари-Анри Бейля, всем нам известного под псевдонимом Стендаля, может служить примером использования эпиграфов. Роман состоит из двух частей, и каждая из них сопровождается эпиграфом. Все 30 глав первой части и 31 глава второй также содержат собственные эпиграфы. Итого в романе Стендаля 73 эпиграфа.

Уместность эпиграфа

Неудивительно, что в структуре текста эпиграфу отводится строго определённое место. Цитата, послужившая идейной вдохновительницей автора, всегда должна располагаться в сильной позиции, сразу после заглавия. Это нужно, чтобы вдумчивый читатель сразу направил своё внимание в заданном направлении, узнал авторскую оценку сюжетной линии и  не смог превратно истолковать идею произведения. Эпиграф существует как бы вне границ произведения, но при этом он его неотъемлемая часть.

Анализ большого количества художественных произведений показывает, что чаще всего эпиграф характерен для романов или повестей. И наоборот, в драматических или лирических произведениях эпиграфы практически не используются, и этому есть объяснение: драма предназначена для воплощения на сцене, а там эпиграфу места нет.

Разберём примеры. Обратите внимание, какой эпиграф сопровождает повесть Александра Сергеевича Пушкина «Метель»:

Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокой…
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокой.
. . . . . . .
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьётся над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в тёмну даль,
Воздымая гривы…
(В. А. Жуковский)

Сколько ни пытался Владимир обрести своё счастье, все попытки оказались безуспешны, а его полная противоположность Бурмин, совершенно не прилагая никаких усилий, благодаря лишь удачному стечению обстоятельств, получил всё. Сам эпиграф из «Светланы» Василия Андреевича Жуковского подтверждает основную тему «Метели» — тему судьбы и фатализма. А эпиграф к пятой главе «Пиковой дамы» как бы предвосхищает приход графини в видении Германа:

В эту ночь явилась ко мне покойница
баронесса фон В***. Она была вся
в белом и сказала мне: «Здравствуйте,
господин советник!»
(Шведенборг)

Таким образом, эпиграфы обладают совершенно прикладным значением. Их задача: создать фон для понимания изображённых в произведении событий и характеров. Можно вспомнить эпиграф к «Капитанской дочке»: пословица «Береги платье снову, а честь смолоду» сразу же погружает читателя в в атмосферу народности, помогая лучше понять  исторические события, происходящие в повести, и определяя характеры действующих лиц. Сравните биографический эпиграф-характеристику духовного перерождения главной героини пьесы А. Арбузова «Таня»:

…Так и я родился и явился сначала скромной моделью себя самого для того, чтобы родиться снова более совершенным творением…

Или пророческий эпиграф из «Откровения Иоанна Богослова» (Откр.: 18:10) к рассказу Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско»:

…горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий!

Эпиграфом к первой главе романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», предваряющим появление Воланда на Патриарших прудах в Москве, послужила цитата из «Фауста» Гёте:

…так кто ж ты, наконец?
— Я — часть той силы,
что вечно хочет
зла и вечно совершает благо.

Господин эпиграф

Стилевой диапазон эпиграфов очень широк. В эпиграфах авторы используют цитаты из Библии, художественных произведений, фольклора, периодики, исторической хроники и даже частной переписки. В эпиграфе к роману «По ком звонит колокол» Эрнест Хемингуэй напрямую ссылается на произведение английского поэта и проповедника Джона Донна «Духовные стихотворения», которое отражает саму суть романа: каждый из нас несёт ответственность за всё, что происходит на Земле.

Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе.

Эпиграфы можно назвать речевой композицией, отражающей одной строкой глубинные смыслы произведения.  Текст, снабжённый эпиграфом, становится многослойным. Он развевается полосками разных тканей, становясь этаким тематическим веером, соединившим в себе вечные противоположности одного целого.

*Статья написана специально для издания «Правильная речь».

Читайте также «От начала до точки»

Прокомментируйте