Звук — невидимый дирижёр сознания?

 

Рассказываем о фоносемантике: что это такое и почему её любят психологи. Выясняем, в каких отношениях находятся смысл звука и смысл слова, кто такой Жиргырдыр и как сохранить разумное равновесие, оценивая текст.

олшебное слово «фоносемантика» уже целые десятилетия тревожит многие умы. Приверженцы этого направления считают, что оно помогает создавать речь, способную оказывать особое влияние на других людей. Интересующихся фоносемантикой можно разделить на две группы: первые ориентированы филологически, вторые — психологически. Первые в большей степени теоретики, вторые — практики.

«Альма-матер» фоносемантики — всё-таки филология. А знаковым трудом для её развития стала книга филолога А. П. Журавлёва «Звук и смысл». Если совсем коротко передать суть фоносемантики, то получится следующее: звук обладает смыслом. Обладает им сам по себе, не будучи даже включённым в слово.

Когда звук находится в составе слова, его собственный смысл, конечно же, никуда не исчезает, при этом он может подтверждать лексическое значение, а может противоречить ему. Для пояснения приведём совсем простой пример: представьте себе двух фантастических животных. Одно из них зовут Лялялюсь, другое — Жиргырдыр. Определите, какое из них доброе, какое злое? С этим вопросом справляются и дети: конечно, первое — доброе.

Возможно, вас это удивит, но нежное слово «жёнушка» с позиций фоносемантики выглядит довольно пугающим, а вот безусловно отрицательное слово «негодяй», напротив, весьма привлекательно с этих позиций. С другой стороны, ласковое слово «лапочка» благоприятно и с позиций фоносемантики тоже, а отрицательное значение слова «шушера» подтверждается совокупным смыслом составляющих его звуков.

То, что звук обладает собственным смыслом, легко доказать, если вспомнить, как человек реагирует на звучание незнакомых иностранных слов. При полной неясности смысла эти слова всё равно вызывают какие-то эмоции: некоторые сочетания звуков кажутся человеку зловещими и грубыми, а некоторые — радостными и приятными.

Но каким же именно смыслом обладают конкретные звуки (филологи называют их звукобуквами)? Существуют работы, в которых каждой звукобукве приписано определённое (или не всегда строго определённое) значение. Тем не менее для практической работы такая детализация и не нужна, достаточно иметь общее представление о характеристиках звукобукв — возможно, даже интуитивное, обусловленное языковым чутьём. Понятно, например, что шипящие часто воспринимаются как зловещие звуки (обратите внимание, что в слове «зловещий» есть звукобуква Щ).

В психологии и нейролингвистическом программировании (НЛП) активно разрабатывал тему фоносемантики создатель русскоязычной модели эриксоновского гипноза Сергей Анатольевич Горин. Его книга «Оружие-слово» — это сугубо практический взгляд на фоносемантику. Книга отвечает на вопрос: как защищаться и нападать с помощью слова, взяв на вооружение самые сильные и страшные — с точки зрения фоносемантического анализа — слова.

Впрочем, С. Горин предостерегает также от фанатичного отношения к фоносемантике: «Звуковая характеристика текста важна, но ещё важнее его смысл, доходчивость, а также характер изложения. Фоносемантика не исправит орфографических и стилистических ошибок, не сделает путаную мысль ясной, не произнесёт за вас текст с правильными интонациями».

Направление фоносемантики, где она особенно наглядно работает, — обработка сверхкоротких текстов: заголовков, названий торговых марок, учреждений, магазинов, сайтов. Здесь действительно важно подобрать одно-единственное слово, которое будет обладать не только подходящим смыслом, но и благоприятным звучанием.

В сущности, практические задачи фоносемантики просты: если вы придумываете название для какого-то проекта или делаете его рекламное описание, то вам следует убедиться, что удачному смыслу выбранных слов не противоречат звуковые характеристики. Как этого достичь?

Существуют специальные компьютерные программы, которые позволяют быстро проверить звуковые характеристики слова по большому количеству параметров. Далее мы не только приведём ссылку на одну из таких программ, но и угадаем, чем вы там займётесь в первую очередь: вы будете исследовать своё имя и фамилию. Все с этого начинают. 🙂

Пользуйтесь программой с удовольствием и помните: фоносемантика — всё же не догма, но только способ сознательно изменить одно из свойств текста. При этом смысл слова и текста в целом, безусловно, всегда будет важнее, чем смысл звука.

Читайте также «Аллитерация. Смысл звука»

Прокомментируйте