Ассонанс: соло гласных

 

Рассказываем об ассонансе: каково его место среди средств речевой выразительности и почему он используется не только в поэзии.

сли вы слышали об аллитерации, то и слово «ассонанс» вам наверняка знакомо. Всё это средства речевой выразительности, относящиеся к звукописи. Загадочное слово «ассонанс» обозначает очень простую вещь: повтор сходных или одинаковых гласных звуков. Именно гласных, поэтому, например, фраза «аллитерация на звук [о]» будет в корне неверна, поскольку аллитерация — это повторение одинаковых согласных звуков.

Если вы всё же путаете ассонанс и аллитерацию, то запомните, что их можно различить, опираясь на звуковой облик этих слов. Аллитерация грохочет и гремит, что, конечно, напоминает нам о согласных звуках, ассонанс протяжен и словно бы лишён острых углов, следовательно, имеет отношение к бесшумным и мягким гласным звукам.

Вот пример ассонанса на [у]  и [а] в стихотворных строках:

Взор, присущим утомлённый,

Слух, усталый от сует.

                                               (Катенин)

Восстали царства, пламень брани

Под небом Африки угас.

                                              (Полежаев)

А вот пример анафорического ассонанса (одинаковые гласные звуки повторяются в начале смежных строк).

И бросил в зной и суету,

И осквернил мою мечту.

                                   (Глинка)

Для чего нужен ассонанс? Конечно, сочетания одинаковых гласных украшают ткань стихотворения и придают ему особую выразительность. Но это не единственная функция ассонанса. Он также усиливает различные смысловые акценты в стихотворении и делает поэзию более эмоциональной.

Было бы неверно считать, что ассонанс — инструмент, принадлежащий исключительно поэтам. Поэтический язык — это часть национального языка; следовательно, выразительные средства, используемые в языке поэзии, можно применять и в других сферах. Например, в языке рекламы.

Так, в слогане «Хочу «Халву», рекламирующем банковскую карту, используются и ассонанс и аллитерация. В слогане «Аэрофлот». Лёгок на подъём» звучание гармонизируется благодаря повтору ударного [o] (Ё — это буква, а [o] — это звук).

Примеры ассонанса и аллитерации в рекламе можно приводить бесконечно; их действительно очень много, и не только в русском языке (например, слоган на немецком: Audi. Das Auto). Кстати, в старом знаменитом слогане «Нигде кроме как в Моссельпроме» используются оба инструмента: ассонанс и аллитерация.

Прокомментируйте