Где прячется смысл?

 

Мы привыкли, что смысл связан исключительно с лексическим значением, но эксперименты показывают, что можно многое узнать о тексте, даже если лексического значения вовсе не существует.

 статье «Фокус речи» мы уже рассказывали о том, что не только корни слов, но и другие их части являются источником смысла. Как, впрочем, и грамматические категории. Это прекрасно видно на примере текстов, состоящих из несуществующих слов. Интересно, что такие тексты содержат сведения и о собственном стиле.

Вот пример, взятый из книги «Идеи и методы современной структурной лингвистики» Юрия Апресяна (опыт Г.  А. Лесскиса):

Под стурической стурой стурой стуры стурается стуренность стураций о стурах между стурами и между стурыми стурениями этой стуры.

Ответьте на вопрос: этот текст художественный или научный?

Полагаем, вы не станете долго размышлять: конечно, этот фантазийный текст написан в научном стиле. Грамматика помогла вам точно определить стиль и ответить на вопрос, хотя с точки зрения лексики этот текст остаётся бессмысленным.

Что конкретно помогло нам сделать выбор?

В предложении всего один глагол (отметим, что он характерного для научного стиля несовершенного вида), но большое число существительных и прилагательных, которые сообщают тексту описательность и различные уточняющие характеристики, свойственные научному стилю. Немаловажно, что предложение распространённое и содержит однородные члены, а многие существительные имеют форму множественного числа.

Свои подсказки даёт и словообразование. Например, несуществующее слово «стуренность» явно носит книжно-отвлечённый характер, об этом говорят его суффиксы. Сравните: выраженность, сплочённость, устремлённость и так далее. Слово «стурация» — ещё один сигнал. Суффикс -аци- обозначает процесс или действие и участвует в создании весьма характерных слов, свойственных скорее научному стилю, чем стилю художественной литературы. Например: рационализация, перфорация, моторизация.

Несмотря на отсутствие лексического значения, мы понимаем, что текст совершенно бесстрастен, в нём нет места эмоциям и чувствам. А это тоже признак научного стиля речи.

Разумеется, вывод о стиле такого экспериментального текста можно сделать и без подробного анализа. Для этого достаточно интуиции. Зато такой разбор помогает понять, как важны для правильной передачи смысла и грамматика, и словообразование.

Прокомментируйте