Заходите! Почаёвничаем

чай, самовар.

 

На улице — дождик и слякоть.
Не знаешь, о чём горевать.
И скучно, и хочется плакать,
И некуда силы девать.
Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар.
Давай-ка наколем лучины.
Раздуем себе самовар.
Авось, хоть за чайным похмельем
Ворчливые речи мои
Затеплят случайным весельем
Сонливые очи твои.
За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!

 Александр Блок

Старый знакомый – чай

ай давным-давно стал привычной частью русского стола, хотя он  не относится к нашим исконным напиткам. Многие века русские люди пили полезные настои лесных и полевых трав, квас, вкусные морсы и сбитни. Китайский же чай был привезён в Россию в XVII веке.

Первые упоминания о китайском чае относятся к царствованию Михаила Фёдоровича Тишайшего и связаны с русским послом, боярином Василием Стариковым. В 1638 году он привёз четыре пуда  китайского чая из монгольского ханства. Горьковатый вкус нового напитка не пришёлся по вкусу высшей знати и это легко понять: к чаю действительно нужно привыкнуть.  Прошло немало времени, и посол Николай Спафарий, вернувшись из Китая, поправил репутацию чая, написав о нём книгу. Вскоре был заключён первый договор между Россией и Китаем на поставку чая. Восточный напиток стал входить в русский быт, и северокитайское название čhā видоизменилось в русское «чай».  Любопытно, что основой западноевропейских названий чая стало южнокитайское слово tē.

Говоря о чайной церемонии, имеют в виду прежде всего Японию и Китай, но ведь и в России выражение «попить чаю» означает больше, чем просто завершение обеда или перекус. Обычно чаепитие имеет ритуальное значение и включает подробную беседу и обсуждение ближайших планов.

Чайные – их счастье

Со временем чай стал важной частью русского быта и общественной жизни.  Помните, у Гиляровского в «Москва и москвичи», где-нибудь в «Коломне» или «Лондоне» за чаем грелись извозчики и крупнейшие коммерсанты – «поставщики высочайшего двора», а на углу Малой Дмитровки в «Обществе любителей художеств» каждую пятницу устраивались «Периодические выставки»:

За Нарышкинским сквером, на углу Малой Дмитровки, против Страстного монастыря, в старинном барском доме много лет помещалось «Общество любителей художеств», которое здесь устраивало модные тогда «Периодические выставки». На них лучшие картины получали денежные премии и прекрасно раскупались. Во время зимнего сезона общество устраивало «пятницы», на которые по вечерам собирались художники, ставилась натура, и они, «уставя брады свои» в пюпитры, молчаливо и сосредоточенно рисовали, попивая чай и перекидываясь между собой редкими словами.
В. А. Гиляровский. «Москва и Москвичи».

Чайные выражения

Выражение «чаевые» и «дать на чай» с начала XVIII века распространилось повсеместно по всей России и означало благодарность за хорошую работу в денежном эквиваленте сверх оплаченной услуги по желанию клиента.

Выражение «откушать чай» на современный взгляд кажется немного неправильным: ведь чай пьют, а не едят. Вся суть здесь в глаголе «откушивать», который в словаре Даля среди прочих толкований имеет такие: «отхлебнуть», «пригубить», «отпить». Да и современный толковый словарь сообщает, что слово «кушать» означает не только «есть», но и «пить». Поэтому «откушать чай» – выражение вполне приемлемое, хотя и несколько старомодное.

Просторечное шутливое выражение «гонять чаи» означает как раз не долгие посиделки в компании за чашкой чая, а лень или безделье. Например: «Пока вы тут чаи гоняете, мы дерево посадили!»; «Чаи гонять – работу терять».

Выражение «кронштадтский чай» также имеет ироническое значение. В этимологическом словаре Макса Фасмера сказано, что кронштадтский чай это слишком жидкий, слабозаваренный чай, через который якобы можно увидеть из Санкт-Петербурга Кронштадт. В «Кронштадтском вестнике» мы встречаем такое объяснение: «Первая чайная чашка была сделана в Кронштадте, на дне чашки был вид Кронштадта. Теперь часто случается, что в кафе из экономии в чашки наливают меньше заварки, чем должно быть. И потому, если чай слишком жидкий, посетитель может вызвать хозяина, показать ему на дно и сказать: «Вы можете видеть Кронштадт». В связи с этим у хозяина кафе появилась идея подавать чай в стеклянных стаканах с прозрачным дном вместо чашек, «в которых можно было видеть Кронштадт».

Математики так шутят о прозрачности чая: «Выпить третью производную от чая».

Впрочем, под названием «чай» может скрываться отнюдь не невинный напиток. Так, «балтийский чай» – это другое название «окопного коктейля», который чая вообще не содержал, а представлял собой смесь медицинского спирта и кокаина и использовался во времена Первой мировой войны как обезболивающее для военной элиты. «Балтийский чай» упоминается в романе Виктора Пелевина «Чапаев и пустота».

Выпей чайку – забудешь тоску

Чай оказался героем многих пословиц и поговорок:

Чаем на Руси ещё никто не подавился.
За чаем не скучаем – по шесть чашек выпиваем.
Самовар кипит, уходить не велит.
С чая лиха не бывает!
Чай крепче, если он с добрым другом разделён.
Приходите, самоварчик поставим, а уйдёте – чайку попьём.
Рыбак душу не морит: рыбы нет, так чай варит.
В жидком чае всю родню видать.

У самовара я и моя Маша

Впрочем, всем другим нациям простительно не уметь наслаждаться хорошим чаем: надо знать, что значит чашка чаю, когда войдёшь в трескучий, тридцатиградусный мороз в тёплую комнату и сядешь около самовара, чтоб оценить достоинство чая.
И. А. Гончаров. «Фрегат «Паллада».

С чаепитием связан и совершенно уникальный предмет русской народной кухни – самовар. Был он предметом гордости в каждой семье, его передавали по наследству, давали в приданое невесте, с его приобретения начинался быт каждой молодой семьи. И во всём мире самовар получил русское название. Считается, что название «самовар» свидетельствует о том, что его некогда использовали для приготовления пищи, но, скорее всего, этимология слова связана с тем, что в просторечии во многих областях кипяток называли и называют «варёной водой».
Появление самовара в том виде, который мы знаем теперь, относится к XVIII веку, когда выработалось несколько устойчивых форм этого прибора: шаровидные, конические, цилиндрические и даже кубические. В конце XIX века только в одной Туле работало 50 заводов по производству самоваров. Делали самовары и в Москве, и в Петербурге, и в других городах, но только «самоварная столица» увековечена в известной поговорке: со своим самоваром в Тулу не ездят.
Самовар не только быстро кипятит воду, но и является произведением декоративного искусства. Помимо внешнего оформления всегда ценилась его музыкальность, свойство петь перед закипанием. Эта песня самовара придавала и особый уют семейному столу. Настоящие чаёвники утверждают, что чай, заваренный кипятком из самовара, имеет особый вкус и крепость. «Не меньшие требования предъявляются и к посуде. Не зря гостей всегда приглашают «на чашку чая». По старинной традиции чай пьют только из чашек с блюдцами или из блюдца. Теперь такая манера не очень популярна, но ещё 70 лет назад это было абсолютной нормой: от сахарной головы отщипывали маленькими щипчиками кусочки и пили чай, налитый в блюдце, вприкуску, а некоторые добивались особого шика в манере держать блюдце с чаем на согнутой в локте руке.

*Статья написана специально для издания «Правильная речь».

Читайте также «Куда ведёт нить Ариадны?»

Summary
Заходите! Почаёвничаем
Article Name
Заходите! Почаёвничаем
Description
Рассказываем, откуда произошло слово чай и что означают устойчивые выражения, в которых оно используется.
Author
Publisher Name
«Правильная речь»
Publisher Logo

Прокомментируйте